МКОУ Гимназия №2 г. Кирово-Чепецка Кировской области Социальный проект литературно-краеведческий вестник «Две реки» г. Кирово-Чепецк 2011 г. В настоящее время общее состояние духовной жизни российского общества вызывает логичные и справедливые опасения. В течение двух последних десятилетий усиливаются процессы размывания духовной самобытности российской культуры и возрастает опасность ее вестернизации, утрачивается историко-культурная самобытность отдельных территорий, поселений, малых городов. Коммерциализация культурной жизни привела к унификации обычаев, традиций и образа жизни (особенно городского населения) по зарубежным образцам. Следствием массового тиражирования западного образа жизни и моделей поведения становится стандартизация культурных запросов, утрата национально-культурной идентичности и разрушение культурной индивидуальности. Продолжает расти разрыв между специализированным и обыденным уровнями культурного развития. В частности, многочисленные исследования фиксируют очевидное падение уровня художественного вкуса (если в 1981 году достаточно высокая художественная эрудиция отличала 36% горожан и 23% сельских жителей, то сейчас, соответственно, 14 и 9%). Почти полностью отсутствует в предпочтениях населения современное отечественное искусство. Снижение требовательности к художественному уровню произведений искусства привело к расширению потока низкопробной литературы, кино, музыки, которые в значительной мере деформировали эстетический вкус населения. Во многом утеряны такие нравственные ценности как любовь к «малой родине», взаимопомощь, милосердие. По существу культура начинает утрачивать функции социальной регуляции, общественной консолидации и духовно-нравственного самоопределения человека, приближаясь к состоянию, которое в социологии характеризуется понятием аномии, т.е. безнормности, дисфункциональности. Ценности и нормы, составляющие нравственную вертикаль и духовное ядро культуры, сегодня неустойчивы, расплывчаты, противоречивы. И в то же время мы наблюдаем картину точечных проявлений креативности, - проектов, способных преобразить пространство, взлеты новых направлений в музыке, этнографии, литературе, драматургии, документального театра. В нашем вятском крае примером такого прорыва является Борис Павлович / молодой режиссер Кировского ТЮЗа, создающий документальные пьесы по болевым точкам Вятки и пониманию общих проблем провинциальных городов/. В нашем городе историей литературной жизни никто толком не занимался. Какова она была до революции, ( била ли ключом, как говорят советские источники, после 17 года), какие рассказы и истории сочиняло население и какие песни пели. Может быть, были яркие самородки из крестьян, которые по примеру Ермила Кострова, писали басни и стихи? Какова была деятельность известных изб-читален? Ясно, что нас ждут открытия на этом пути. Совсем немного истории: Усть-чепецкий погост образовался ранее 15 века, то есть 600 лет назад. Первое поселение в устье реки Чепцы называлось Никольский погост, и связывают его с именем святого Николая Чудотворца. В «Повести о земле Вятской», где говорится о том, как новгородцы занимали наши земли, есть и первое упоминание о Чепецке: «шедше же вверх по Каме-реке исшедше на гору на страну ону дошедше реки Чепцы и вниз по ней пловуще пленяюще отяцкие жилища и окруженныя земляными валами ратию вземлюще и обладающе ими...» Таким образом, названия менялись в следующем порядке: Усть-чепецкий погост (15-16 вв) – село Усть-Чепца(до 1935 г.) – рабочий поселок Кирово-Чепецкий Просницкого района (с 1942 г.) - город Кирово-Чепецк (с 1955 г.), что говорит само за себя о социальных и экономических функциях нашего города. Название нашего проекта (и информационного вестника) – «Две реки». Почему? Мир вообще двоичен: война и мир, добро и зло, жертвы и героика, взрослые и дети; но помимо этой красивой метафоры, наш город стоит в устье двух рек – Чепцы и Вятки, и бытует поверье, что на берегах двух рек чаще рождаются талантливые дети. Две реки – это еще и два направления – литература и краеведение, чем нам и предстоит заниматься. Описание проекта 1. Название проекта: Социальный проект: Вестник литературно-краеведческого музея «Две реки» 2. Проект способствует решению следующих проблем: 1) Развитие музейных основ и музейной деятельности в гимназии. 2) Воспитание социально-активной личности. 3) Воспитание патриотов гимназии, своего города, своей культуры. 4) Развитие литературных навыков, умение чувствовать слово и умение выражать свои мысли Проект может быть использован в любом образовательном учреждении. Круг пользователей – педагоги организаторы, классные руководители, заместители директора по воспитательной работе. 3. Цель проекта: 4. Основные задачи, решаемые внедрением проекта. образовательная: создать условия для получения знаний в области духовно – нравственного воспитания; развивающая: способствовать формированию навыков работы с информацией, решению музейных задач и проблем воспитательная: воспитать социально-активную личность, не равнодушную к проблемам культуры, проблемам города и края 5. Ожидаемые результаты от внедрения проекта: 5.1. Гимназисты будут знать основы МУЗЕЙНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И РАБОТЫ С ИНФОРМАЦИЕЙ, ПРИОБРЕТУТ НАВЫКИ ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ, ПОЛУЧАТ ЗНАНИЯ ПРОГРАММЫ PAID MAIKER, которая необходима при создании литературно-краеведческого новостного издания. Вестник даст возможность выхода на классные часы, и эта новая форма деятельности дополнительного образования централизует экскурсионную работу. 6. Обоснование актуальности проекта. Данный проект даст возможность вести деятельность не только внутри гимназии, но и в городе. Немаловажна тесная взаимосвязь между детьми всех параллелей. Дополняя экскурсионную деятельность, вестник продолжит традицию «шефства» старшеклассников над младшими гимназистами / то есть 9-10 – у 6-7 классов, а шестиклассники и семиклассники – у начальной школы/ 7. Новизна разработки. По литературной жизни чепецкого края серъезных разработок ни в городе, ни в области не проводилось вообще, поэтому на этом пути нас, безусловно, ждут открытия. Поисковая деятельность уже сейчас приносит немало информационных открытий, а реализация проекта даст начало осмыслению литературно- краеведческих разработок. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ · ОБЩЕГИМНАЗИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА «ГИМНАЗИСТ.КА» · МУЗЕЙ Г.КИРОВО-ЧЕПЕЦКА · СОВЕТ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ГИМНАЗИИ · ПЕДАГОГИ-ЛИТЕРАТОРЫ ГИМНАЗИИ · ШКОЛА №2 /ГДЕ ЕСТЬ УДАЧНЫЙ ОПЫТ МУЗЕЯ/
|